Деловой русский язык характеризуется обслуживанием исключительно официальных взаимоотношений – связи между правительством и народом, учреждениями, компаниями, человеком и социумом, личностью и разными структурами. Деловой стиль языка используется в рамках конкретной коммуникации: учреждение – учреждение (переписка, документация); индивид – структура (заявление); предприятие – личность (распоряжение, приказ).
Коммуникационная обстановка обозначает жанровую форму официальных бумаг. Наполняемость определенного акта включает в себя огромное количество обстоятельств. При этом он находится в соответствии не с каждым отдельно взятым аспектом, а с типовой ситуацией. В связи с этим задействуется его стандартизованный формат и типизированный язык деловой речи. С позиций формальности документ – это комплекс реквизитных сведений. Перейдем к анализу характерных черт официально делового языка.
Деловой русский язык и его отличительные признаки
Рассмотрим главные особенности делового языка:
- Стандартизация. Ученые выделяют 3 ее вида. Первый – шаблон-матрица, характеризующийся закрепленностью 3-х текстовых элементов: реквизитный набор, его последовательность и пространственное размещение. Пример – налоговая декларация, паспорт. Второй – трафарет-модель, обладающий большой степенью гибкости, нежели 1-й вид. Изложение способно носить более независимый характер размещения реквизитной информации (расписка). 3-й – экземпляр-схема, самый упрощенный вид документной организации (объяснительная записка).
- Информативность. Язык и стиль деловой речи обладает развернутостью толкования, которые способствуют пониманию текста читающими людьми. Здесь используются индифферентные, в стилистическом плане, и книжные компоненты, отсутствуют экспрессивные слова и междометия. В деловом языке стараются уходить от применения личных местоимений, поскольку они могут препятствовать соблюдению правил точности.
- Логичность трактовки. Уместное задействование сложных подчинённых предложений, которые передают логичность связей; грамотное применение уточнений; развитие смысловых контактов посредством сложных союзов.
Классификация делового языка
Официально-деловой речевой стиль делится на 2 подвида. Первый из них – это официально-документный, язык дипломатов, законодательства: международное соглашение, меморандум, законопроект, законодательный акт. Второй разновидностью является обиходно-деловой (канцелярский) подстиль. Сюда входит приказ, докладная (служебная) записка, распоряжение, заявление, характеристика, автобиография, доверенность.
Главное, определяющее свойство делового текста заключается в крайней точности, которая не терпит иносказаний. Отсюда следуют стилевые черты – строжайшая тональность, шаблонность выразительных способов, стилистическая однородность. В какой-то мере деловой язык схож с научным стилем.