Многие согласятся, что первоначально начинающие предприниматели заботятся о том, чтобы удержаться на плаву среди огромного количества конкурентов и как можно быстрее выйти на уровень окупаемости. Только после достижения этих целей они начинают задумываться о расширении своего бизнеса, то есть о его масштабировании. Но не каждому делу подходит такой вариант развития, поэтому давайте поговорим о том, как масштабировать бизнес и в каких случаях стоит это делать.
Масштабирование бизнеса – что это такое и когда это уместно?
Под масштабированием бизнеса подразумевается его развитие, расширение. Считается, что бизнес готов к масштабированию тогда, когда наблюдается постоянный и непрерывный поток доходов, который должен обеспечиваться усилиями целой команды, а не одного владельца бизнеса. Также в этом случае можно ощутить, что бизнес будто бы «вырос» из своего региона, и есть смысл распространяться на более широкие территории.
Таким образом, об увеличении масштаба бизнеса начинают задумываться многие предприниматели, подходящие к моменту, когда их прибыль соответствует их ожиданиям, или (если посчастливится) даже превышает их. Тогда перед ними возникают три варианта развития событий:
- Первый способ – открытие филиалов компании. Это хороший метод масштабирования для тех, кто хочет оставаться полноправным владельцем своего детища и не делиться ни с кем ни клиентурой, ни доходами. Его суть заключается в самостоятельном открытии филиалов предприятия в том количестве, в котором позволяет капитал бизнесмена. Но здесь есть важный момент – это очень затратный способ, и размер издержек будет зависеть от количества филиалов и сферы деятельности предприятия. Если речь идёт о туристическом агентстве, в мегаполисе филиал обойдётся в сумму примерно до 500 000 рублей, а если это фирма в сфере красоты, счёт пойдёт уже на пару миллионов.
- Второй способ – создание системы онлайн-продаж. Это достаточно специфическое масштабирование бизнеса, так как метод подойдёт не всем бизнесам (к такому способу могут прибегнуть производители и продавцы одежды, бытовой химии, косметики и парфюмерии, книг, абонементов и т. д.). В его основе лежит налаживание системы удаленных продаж посредством сети интернет, что возможно благодаря хорошо скомпонованному сайту и профессиональной настойке поиска целевой аудитории. Этот метод гораздо менее затратен, нежели предыдущий, что, безусловно, будет явным плюсом для небольшого бизнеса.
- Третий способ – построение франчайзинговой сети. Этот метод предполагает некое клонирования бизнеса, обеспечивая предприятия франчайзи готовыми технологиями, бизнес-схемами и готовым проектом бизнеса, в то время как франчайзер может расширять свою сеть и получать приятные дивиденды. Важный момент – это контроль такой сети, ведь качество предоставляемых услуг в каждом предприятии франчайзи прямо сказывается на репутации франчайзера.
Как масштабировать бизнес в другие города правильно?
Прежде всего, рекомендуется тщательно проанализировать, насколько бизнес готов к расширению, и действительно ли это ему необходимо. Если ответ утвердительный, стоит провести анализ, изучающий достижения компании, ее перспективы, слабые и сильные стороны. Также очень важно проанализировать ту местность, в которой планируется коммерческая экспансия, на предмет рыночных объемов и актуальности предлагаемого бизнесменом товара или услуги. Это значит, что не стоит выходить на рынок того региона, где продукт скорее всего не представит особого интереса.
Особое внимание стоит уделить потенциальному клиенту, а именно его привычкам, предпочтениям, опасениям и пожеланиям. Это позволит предлагать лучшие решения целевой аудитории и выстраивать свой бизнес именно под нее, что, в свою очередь, позволит расширять клиентскую базу, поддерживать лояльность постоянных клиентов и увеличивать свой доход.
Кроме того, стоит оценить соответствие технологических возможностей выбранного региона с теми, что используются в большом городе, если там обустроен ваш бизнес. Имеется в виду то, что региональная инфраструктура и уровень технологий может не поспевать за прогрессом мегаполисов, поэтому стоит изначально убедиться в том, что это не станет проблемой в будущем.
Также в опросе, как масштабировать свой бизнес, станет полезным анализ затрат и доходов на одного потребителя, что известно как показатель unit-экономики. Это даст возможность рассчитать, как соотносится стоимость получения одного клиента и доход, который он может принести.
Предлагаем более подробно узнать о масштабировании бизнеса из следующего видео.