Каждый предприниматель должен думать над тем, как развить маленький бизнес. Делать это нужно для того, чтобы не останавливаться на достигнутом. На рынок каждый день выходят новички, стараясь быть конкурентоспособными. С ними борются крупные компании, желающие удержать своих клиентов. Если вы будете считать, что однажды завоеванный Олимп дает право расслабиться, то уже в скором времени вы можете остаться без средств к существованию.
Дело всей своей жизни нужно любить
Основное требование, предъявляемое к тем, кто решил заниматься определенной деятельностью самостоятельно – любовь к своей работе. Она должна проявляться во всём: от посвящения достаточного количества времени собственной занятости − до постоянного улучшения качества услуг и товаров. Итак, что еще можно сделать?
- Расширить спектр услуг/ассортимент товаров.
- Повысить стоимость «улучшенных» позиций.
- Уделить клиентам больше внимания и переманить их от конкурентов.
- Привлекать новых клиентов, используя инструменты рекламы и маркетинга.
- Заняться физическим расширением – открытием филиалов и новых точек продаж.
- Постепенно открывать предпринимательство по смежным видам деятельности (но это не принципиально). Занимайтесь чем угодно – лишь бы это получалось хорошо!
- Обучить продавцов, чтобы они лучше предлагали товар, и тоже понимали, как развить маленький бизнес.
- Сочетать различные методики.
Следует менять сотрудников и поставщиков, часы работы, принципы взаимодействия с заказчиками, дизайн сайта и наружные вывески. Сообщайте об улучшениях вашим сотрудникам, ведь именно они станут реализовывать процессы на практике.
Будьте рациональными
Развитие – это не только добавление чего-то нового, это избавление от старого – того, что изжило себя. Если вы видите, что выбранное направление деятельности бесперспективно – лучше развернитесь и займитесь чем-то другим. Перестаньте работать неэффективно – по старым схемам. Не используйте неэффективные инструменты маркетинга, услуги и товары. Такой подход позволяет очистить предпринимательство от всего ненужного.
Важен также внешний момент – вы должны постоянно мониторить ситуацию и первыми уловить изменения на рынке. Потребитель перестал покупать дешевую колбасу? Смените поставщика и перейдите на более качественные товары. Покупателям цветов хочется разнообразия? Предложите им оригинальную упаковку. Модницам не хватает денег на вычурные платья? Привезите сезонный товар по доступной стоимости.
Как развить маленький бизнес, «улучшаясь» постепенно?
Каждый владелец обязан ставить перед собой новые цели, реализовывать прогрессивные стратегии. Невозможно обойтись без личностного саморазвития и роста. Следует развивать и обучать персонал. Необходимо управлять масштабированием дела, проводить консалтинг и аутсорсинг.
Когда появляются «свободные средства» − старайтесь вложить их в развитие. Если вы владеете парикмахерской – приобретите новые зеркала, более комфортные кресла, устройство для прослушивания приятной музыки (качество звука должно быть высоким). Для продуктового магазина – увеличьте ассортимент, делая упор на популярные позиции. Обновите интерьер в пиццерии и закупите продукты более высокого качества – клиенты непременно оценят изменения. Если в целом заведение хорошее, но функционирует давно – не помешает сделать современный ремонт.
Есть смысл вложить средства в рекламу – люди же должны знать о вашем существовании? Сделайте яркие вывески, нестандартные и запоминающиеся слоганы. Креатив – это тоже «ключик» к сердцу клиента. Вложенные средства непременно окупятся.
Главное, что нужно сделать
Необходимо любить то, что вы делаете, подбирать хороших сотрудников и ежедневно что-то улучшать. Всё второстепенное и ненужное должно быть исключено из списка затрат. Грамотно проведенная рекламная компания поможет привлечь дополнительных заказчиков. Также важно знать, как развить бизнес в маленьком городе, и иметь свою «изюминку», чтобы вас было легко выделить среди других участников рынка.